Проповеди

“Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный”

Опубликовано

Братья и сестры! В Евангелии от Матфея Господь призывает нас к тому, чтобы прощать не только своих ближних, но и своих врагов. (см. Мф. 5:42-48). Такое понимание прощения было настолько далеко от людей того мира, что они смущались, соблазнялись и отходили от Него. Они восторгались Его чудесами, но до конца Ему не доверяли, не понимали Его. С их стороны это было жестоким отношением к Учителю, который столько делал для них.

Однажды Христос спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына человеческого?» Апостолы ответили: «Кто-то Тебя почитает за царя, кто-то за Илию или другого какого-нибудь пророка». Апостол Петр, исполненный ревности и пламенной веры, произнес: «Ты Христос, Сын Божий». Господь похвалил его: «Ты – Петр, ты – крепкая вера, как камень, крепкая, и на таком крепком основании, на камне, Я создам Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее» (см. Мф. 16:13-18). Но когда дальше Господь стал говорить о том, к чему Он приближался – к страданиям, к поруганиям, к неблагодарности человеческого рода, апостол Петр пожалел Его по-человечески и сказал: «Да не будет Тебе, Господи, этого!» Христос же, обращаясь к Петру, отвергает его жалость: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое» (см. Мф.16:21-23). Господь тем самым жестко отодвинул человеческие понятия, человеческие слабости, человеческое отношение к тому великому Таинству, которое должно было свершиться ради спасения, ради вечного будущего всего человеческого рода.

По прошествии шести дней с этого момента Господь выбирает троих из Своих учеников, самых способных вмещать Таинство, – Петра, Иакова и Иоанна (Петр отличался пламенной верой, Иаков – терпением, Иоанн имел особую добродетель любви к Богу и людям). Господь этих трех учеников берет с Собой на гору, как сказано в Евангелии, для того, чтобы помолиться. Он хотел показать им, как нужно молиться, почему нужно молиться и что происходит во время правильной молитвы.

Ученики были уставшими. Они устали не только потому, что поднялись на гору. Они душевно были усталыми, потому что терзались душой, многого не понимая. Они по-человечески хотели, чтобы им все разъяснили, они не вмещали то, что было им предсказано. У самой вершины горы они уснули. Вдруг просыпаются от великого света и от великой славы Божией и видят Христа, окруженного славой, великой благодатью. Как написано в Евангелии, в ризах белых, как снег, хотя Он не поднимался туда в белых ризах, Он поднимался в обычном одеянии. По одну сторону от Него был пророк Моисей, а по другую – пророк Илия, которые беседовали с Ним. Темой беседы были предстоящие страдания за человеческий род. Апостол Петр, увидев это, в восторге воскликнул: «Господи! Как хорошо нам здесь быть! Сделаем три кущи: Тебе одну, одну Моисею, одну Илии, и будем пребывать здесь, потому что здесь хорошо». И не успел он это договорить, как облако осенило гору, Христа и пророков, и из облака был Глас Бога Отца: «Се есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте». Когда ученики еще раз посмотрели туда, облака не стало, они увидели одного Христа. И Господь им сказал: «Не говорите об этом никому до того момента, когда Сын Человеческий воскреснет из мертвых» (см. Лк.9:28-36).

Как много получили апостолы в один момент! Как много поняли! Как много восприняли благодати и света, так что они перестали быть теми, кем были до этого. Они не знали, что сказать и как себя вести, они растерялись. В тропаре праздника Преображения сказано, что Господь открыл им славу Свою настолько, насколько они могли стерпеть, то есть совсем-совсем немного от той Божественной славы, которую Он имеет в Царствии Своем Небесном. И этой маленькой частицы Божией славы хватило ученикам, чтобы они полностью изменили многие свои понятия.

Явление Бога Троицы на горе Фаворской еще раз напоминает нам с вами, братья и сестры, что наша православная вера – Богооткровенная. И когда появляются такие религии, которые говорят, что и Моисей – пророк, и Илия – пророк, и Иисус – пророк, мы знаем, что это неправильно, потому что Моисей – пророк, Илия – пророк, а Иисус – Сын Божий. Сам Господь, Сам Бог Отец гласом Своим с небес засвидетельствовал: «Се есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте».

Вторая часть тропаря праздника говорит нам: «Да возсияет и нам грешным Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!» Кто-то из вас, может быть, видел, как в день Преображения Господня на горе Фавор ежегодно облако осеняет эту гору. Люди радуются, утешаются и все вместе взывают: «Жизнодавче, слава Тебе! Потому что Ты до сих пор напоминаешь нам о той Божественной вечной славе Своей, к которой мы должны прийти». Многие не имеют возможности побывать там в этот день, но горой Фавор является каждый храм Божий, потому что сюда мы восходим для сугубой молитвы, подобно тому, как восходил Господь Иисус Христос со своими учениками.

Каждый из нас в праздники, в воскресные дни, оставляя за порогом храма суету житейскую, входит в храм, «восходит на гору» для того, чтобы помолиться, и ради этого оставляет все «под горой». И здесь в молитве, в Таинстве человек преображается, изменяется в лучшую сторону. Он преображается не своей силой, а благодатью Божией, которая сугубо в изобилии изливается в храме на молящихся, участвующих в Таинстве Евхаристии, в Таинстве Покаяния и других Таинствах. Отсюда, с горы, человек сходит преображенный, для того чтобы преображать весь мир.

В этот праздник мы ясно понимаем, что Господь подготавливал учеников к правильному отношению к Его страданиям, чтобы они знали, что Он вольно идет на эти страдания, что Его никто не заставляет это делать, кроме Его величайшей Любви. Он готовил учеников, чтобы они не смущались, не соблазнялись тем, что Он потерпит от людей такие страсти, чтобы они верили в Него и в Его Воскресение, и после Воскресения проповедали все, что видели, остальным людям, привлекая их в Царствие Небесное, основывая Церкви по всей земле, чтобы в этих приходах люди через чтение Священного Писания, через молитвы, через участие в Таинствах преображались для Вечности.

Для чего нужно преображение наше? Для того, чтобы мы очистились, потому что с такими страстями, в таком состоянии, в котором мы чаще всего бываем, невозможно увидеть Бога, невозможно вмещать Его благодать. Как часто мы падаем, унываем, отчаиваемся, разочаровываемся в людях, не доверяем им. О чем это говорит? Это говорит о том, что ослабла наша душа, что мы прекратили общение с Богом, в котором вся жизнь наша. Потому что Господь в Евангелии произнес: «Я есть виноградная лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин.15:6), а кто отсекает себя от лозы, тот сам отсекается и бросается в огонь.

Мы с вами путники на земле на пути к вечности, на пути в Царствие Небесное. Для того, чтобы преобразиться и стать способными принять благодать Божию, надо отрешиться от суеты земной и вознести свой ум к Богу, просить Его, чтобы благодать Его пришла к нам и преобразила нас. Подобно тому, как Христос взял Своих ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна, – и мы возьмем с собой в своих душах веру, терпение и любовь к Богу и к людям; оставим за порогом храма и обители все греховное, все суетное. И с добродетелями войдем в храм, чтобы внимать словам Христовым, пообщаться с Богом, получить частицу Его благодати, преобразиться и стать способными для вечной жизни в Царствии Небесном. «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный», и да будем мы сынами Твоими не только здесь, на земле, но и в вечном Твоем Царствии! Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 19 августа 2016 г.